Для многих клиентов логистических компаний при перевозке важны только скорость, безопасность и возможность сэкономить. Однако это далеко не все критерии, которые стоит учитывать при выборе наземного ТС. Особое внимание необходимо уделить типу транспортного средства и самого груза. Об этих характеристиках мы подробно рассказываем ниже в статье.
Классификация грузовых транспортных средств
Транспортные средства (ТС) для перевозки грузов можно разделить на несколько групп. Среди основных классификаций по:
-
типу кузова;
-
составу ТС;
-
количеству осей;
-
грузоподъемности;
-
полной массе;
-
типу двигателя.
Рассмотрим каждую классификацию подробнее.
Тип кузова
В этой классификации можно выделить три разных вида машин:
-
с открытым кузовом,
-
с закрытым кузовом,
-
со специальным.
Отметим, что в каждой из этих группу можно выделить подгруппы. Например, к категории машин с открытым кузовом можно отнести автомобили:
-
с кузовом-платформой без бортов – подходят для транспортировки негабаритных объектов;
-
с открытой бортовой платформой – используют для грузоперевозок товаров, сохранность которых не зависит от погоды. При необходимости машину можно “превратить” в закрытую с помощью тента;
-
низкорамные (тралы) – платформа таких ТС усилена и занижена. Предназначены для перевозки тяжелых и объемных грузов (например, специальную технику).
Категория машин закрытым кузовом включает:
-
тентованные – кузовы дополнены навесами для защиты товаров от неблагоприятных условий;
-
с цельнометаллическим кузовом – подходят для транспортировки грузов, которые нуждаются в максимальной безопасности;
-
изотермические – фургон-термос конструктивно не отличается от предыдущего типа. Отличие заключается в наличии теплоизоляционного слоя;
-
рефрижераторы – возможно поддержание, а также регулирование температуры внутри кузова за счет дополнительного расхода топлива. Неверно называть рефрижераторы “термосами”, т.к. последние лишь сохраняют оптимальные условия без возможности изменения показателей;
-
микроавтобусы – небольшие маневренные машины для транспортировки бытовых предметов, продовольственных товаров, а также прочих небольших грузов. Главные преимущества микроавтобусов – высокая скорость, а также малая себестоимость доставки.
Категория специализированных кузовных ТС включает:
-
цистерны – предназначены для транспортировки жидких грузов (иногда – сыпучих). Кузов может быть шарообразной, эллиптической или прямоугольной формы. Чаще их изготавливают из стали или алюминиевых сплавов, реже – из пластмассы.
-
автовазы – предназначены для транспортировки колесной техники (в т.ч. легковых автомобилей). Чем длиннее грузоперевозочное ТС, тем оно вместительнее;
-
зерновозы – как ясно из названия, на них перевозят зерно, а также комбикорма и прочие злаковые. Обычно оснащаются кузовами-бункерами или -цистернами, а некоторые из них дополняют системами автозагрузки через люки;
-
самосвалы – грузовик с опрокидывающимся кузовом, используемый для доставки сыпучих и навалочных;
-
лесовозы – машина-платформа со специальными стойками по краям (кониками), которые фиксируют продукцию и исключает риск ее выпадения во время движения. Используют для транспортировки круглого леса, пиломатериалов, металлопроката.
Состав
Здесь выделяют только две группы – одиночные и сцепки. Одиночные ТС представляют собой машины, кузов с кабиной которых устанавливаются на одной раме. Вторая же группа (их еще называют автопоездами) машин представлена комбинированными вариантами. Ярким примером такого ТС является фургон с прицепом или тягач с полуприцепом. Иногда встречаются и более сложные конструкции, где комбинируются прицепы и полуприцепы. Главное правило – длина сцепки не должна превышать 20 м.
Оси
Один из важнейших критериев, т.к. по дорогам общего назначения может передвигаться транспорт только с определенной нагрузкой на ось. Чем больше осей, тем выше допустимая средняя нагрузка. Например, для грузовых автомобилей с двумя осями средняя нагрузка на ось не превышает 6 тонн, в то время как у машин с пятью осями эта нагрузка может достигать 10 тонн!
Грузоподъемность
По этому критерию все машины можно разделить на четыре группы:
-
малой грузоподъемности (до 2-х т) – грузовики с двумя осями, чаще используемые для внутригородских перевозок различного характера;
-
средней грузоподъемности (от двух до пяти тонн) – также подходят для междугородних доставок;
-
большой грузоподъемности (от 5 до 16 тонн) – предназначены для дальних перевозок. Обычно оснащаются спальными местами, чтобы водитель мог отдохнуть, если маршрут предполагает несколько дней в дороге;
-
особо большой грузоподъемности (свыше 16 т) – также оснащаются спальными местами и применяются при дальних перевозках.
Полная масса
Полная масса – это не только масса машины, но также вес груза, водителя, дополнительного оборудования. Показатель рассчитывается с учетом допустимой нагрузки на отдельную автомобильную ось. По полной массе машины делят на семь категорий.
Тип двигателя
Двигатель у ТС для грузоперевозки может быть:
-
Газовым. Этот тип является более экономичным, но на российских дорогах такие агрегаты можно встретить редко – многие АЗС не заправляют грузовики газовым топливом.
-
Бензиновые. Легче запускаются, не нуждаются в долгом прогреве, что особенно важно зимой. Главный недостаток – ограниченность функциональности, поэтому бензиновыми силовыми агрегатами чаще оснащаются грузовики малой и средней грузоподъемности.
-
Дизельные. Самые востребованные варианты, т.к. они отличаются высокой производительностью и экономичностью. Обычно дизельными ДВС устанавливаются на автомобили большой грузоподъемности. Раньше такие двигатели подвергались серьезной критике из-за шумной работы и избытка выхлопных газов, однако у современных моделей таких недостатков нет.
Классификация грузов
При выборе ТС также важно учитывать такие характеристики грузов, как:
-
вес и коэффициент использования грузоподъемности,
-
способ погрузки-разгрузки,
-
условия транспортировки (хранения),
-
степень опасности,
-
отраслевые признаки.
Рассмотрим каждую характеристику подробнее.
Вес и КИГ
Для вычисления КИГ необходимо разделить массу объекта на его объем. В зависимости от значения все грузы делят на 4 класса: чем выше класс, тем тяжелее и объемнее груз. Соответственно, перевозка груза, к примеру, второго класса обойдется в разы дешевле доставки четвертого класса.
По весу можно разделить на подгруппы:
-
легковесные – массой до 80 кг,
-
обычные – штучная продукция до 250 кг, а также навалочные товары до полутонны,
-
тяжеловесные – массой свыше 500 кг.
Иногда бывает, что вес превышает допустимые значения или нагрузку на ось. В таком случае требуется специальное разрешение на передвижение по маршруту или же требуется разработка другого проекта доставки. Такое же требование предъявляется к негабаритным грузам, высота которого превышает 4 м, длина – 20 м, а ширина – 2,55 м.
Способ погрузки-разгрузки
Грузы могут быть:
-
Штучные. У такой продукции можно точно определить параметры длины, ширины и высоты. Она может быть в упаковке или без нее. Для погрузочно-разгрузочных работ привлекают специально обученных людей (грузчиков) или спецтехнику (автокраны, тельферы, подъемные столы). Группа штучных обширна и включает более 12 тыс. наименований!
-
Наливные. Характеризуют жидкие, полужидкие, газообразные вещества и смеси – цемент, жидкий асфальт, бетон, масло, сжиженный газ, пр. Для их транспортировки необходимы особые грузовики – цистерны – или емкости, которые помещаются в “классические” грузоперевозочные ТС. Погрузка и разгрузка может выполняться разными способами: выдавливанием, самотеком, опрокидыванием, наклоном кузова. Для работ также используют насосное оборудование.
-
Насыпные (навалочные) – зерно, песок, щебень, мусор, асфальтобетон, уголь, металлолом и т.д. Для доставки необходимы самосвалы либо бортовые автомобили. Погрузочно-разгрузочные работы проводят экскаваторами, транспортерами, прочей спецтехникой.
Условия транспортировки
Соблюдение особых условий доставки необходимо при перевозке скоропортящихся товаров и живых грузов. К первой категории, в первую очередь, относятся продукты питания: при их грузоперевозке важно соблюдать температурный режим, контролировать уровень влажности и т.д. Например, если перевозить муку в незащищенном кузове, то в намокшей продукции быстро образуется плесенью. Также большое значение имеет соблюдение сроков доставки, т.к. при нарушении продукты приходят в негодность.
Под “живыми грузами” подразумевается перевозка птиц, рыбы, пчел, скота, других животных. До и после их перевозки важно провести дезинфекцию кузова. Животных обязательно перевозят в клетках, специальных емкостях с водой или ульях.
Степень опасности
Для ранжирования грузов по степени опасности используют общепринятый классификатор, включающий 13 групп (легковоспламеняющиеся вещества, едкие коррозионные составы, радиоактивные материалы, органические пероксиды и т. д.).
Для транспортировки опасных объектов необходимо использовать специально оборудованные транспортные средства. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся в соответствии с общепринятыми правилами. В ряде случаев необходимо дополнительно получение специальных документов, разрешений, сертификатов, паспортов безопасности.
Отраслевые особенности
Различают:
-
коммунальные – бытовые/пищевые отходы, мусор, снег, вывозимые с территорий жилых домов, комплексов, заведений общепита и промышленных объектов;
-
торговые – товары, поступающие в торговые сети для последующей реализации;
-
строительные – материалы, используемые в строительстве (кирпич, щебень, железобетон и пр.);
-
сельскохозяйственные – продукция с сельскохозяйственных ферм и плантаций (овощи, фрукты, зерно, удобрения, хлопок, шерсть и пр.);
-
промышленные – включает ряд продукции, изготовленной на специализированных предприятиях (например, металл, нефтепродукты, руда).
Что еще учесть при выборе?
Кроме типа грузового автомобили и самого объекта перевозки, также необходимо учесть:
-
дальность перевозки,
-
погодные условия,
-
качество дорог,
-
бюджет.
Выбирать ТС с повышенными характеристиками не рекомендуем, т.к. это приведет к дополнительным расходам на топливо и обслуживание. Особое внимание стоит уделить грузоподъемности: автомобиль не должен работать “на износ”, иначе узлы могут выйти из строя во время пути.
В логистических компаниях учитывают все особенности транспортировки и подбирают оптимальный вид ТС. Главное – обращаться в добросовестные компании по доставке.
Назад