+7 (951) 369-30-03

(383) 380-86-46

Для многих клиентов логистических компаний при перевозке важны только скорость, безопасность и возможность сэкономить. Однако это далеко не все критерии, которые стоит учитывать при выборе наземного ТС. Особое внимание необходимо уделить типу транспортного средства и самого груза. Об этих характеристиках мы подробно рассказываем ниже в статье.

Классификация грузовых транспортных средств

Транспортные средства (ТС) для перевозки грузов можно разделить на несколько групп. Среди основных классификаций по:

  • типу кузова;

  • составу ТС;

  • количеству осей;

  • грузоподъемности;

  • полной массе;

  • типу двигателя.

Рассмотрим каждую классификацию подробнее.

Тип кузова

В этой классификации можно выделить три разных вида машин:

  • с открытым кузовом,

  • с закрытым кузовом,

  • со специальным.

Отметим, что в каждой из этих группу можно выделить подгруппы. Например, к категории машин с открытым кузовом можно отнести автомобили:

  • с кузовом-платформой без бортов – подходят для транспортировки негабаритных объектов;

  • с открытой бортовой платформой – используют для грузоперевозок товаров, сохранность которых не зависит от погоды. При необходимости машину можно “превратить” в закрытую с помощью тента;

  • низкорамные (тралы) – платформа таких ТС усилена и занижена. Предназначены для перевозки тяжелых и объемных грузов (например, специальную технику).

Категория машин закрытым кузовом включает:

  • тентованные – кузовы дополнены навесами для защиты товаров от неблагоприятных условий;

  • с цельнометаллическим кузовом – подходят для транспортировки грузов, которые нуждаются в максимальной безопасности;

  • изотермические – фургон-термос конструктивно не отличается от предыдущего типа. Отличие заключается в наличии теплоизоляционного слоя;

  • рефрижераторы – возможно поддержание, а также регулирование температуры внутри кузова за счет дополнительного расхода топлива. Неверно называть рефрижераторы “термосами”, т.к. последние лишь сохраняют оптимальные условия без возможности изменения показателей;

  • микроавтобусы – небольшие маневренные машины для транспортировки бытовых предметов, продовольственных товаров, а также прочих небольших грузов. Главные преимущества микроавтобусов – высокая скорость, а также малая себестоимость доставки.

Категория специализированных кузовных ТС включает:

  • цистерны – предназначены для транспортировки жидких грузов (иногда – сыпучих). Кузов может быть шарообразной, эллиптической или прямоугольной формы. Чаще их изготавливают из стали или алюминиевых сплавов, реже – из пластмассы.

  • автовазы – предназначены для транспортировки колесной техники (в т.ч. легковых автомобилей). Чем длиннее грузоперевозочное ТС, тем оно вместительнее;

  • зерновозы – как ясно из названия, на них перевозят зерно, а также комбикорма и прочие злаковые. Обычно оснащаются кузовами-бункерами или -цистернами, а некоторые из них дополняют системами автозагрузки через люки;

  • самосвалы – грузовик с опрокидывающимся кузовом, используемый для доставки сыпучих и навалочных;

  • лесовозы – машина-платформа со специальными стойками по краям (кониками), которые фиксируют продукцию и исключает риск ее выпадения во время движения. Используют для транспортировки круглого леса, пиломатериалов, металлопроката.

Состав

Здесь выделяют только две группы – одиночные и сцепки. Одиночные ТС представляют собой машины, кузов с кабиной которых устанавливаются на одной раме. Вторая же группа (их еще называют автопоездами) машин представлена комбинированными вариантами. Ярким примером такого ТС является фургон с прицепом или тягач с полуприцепом. Иногда встречаются и более сложные конструкции, где комбинируются прицепы и полуприцепы. Главное правило – длина сцепки не должна превышать 20 м.

Оси

Один из важнейших критериев, т.к. по дорогам общего назначения может передвигаться транспорт только с определенной нагрузкой на ось. Чем больше осей, тем выше допустимая средняя нагрузка. Например, для грузовых автомобилей с двумя осями средняя нагрузка на ось не превышает 6 тонн, в то время как у машин с пятью осями эта нагрузка может достигать 10 тонн!

Грузоподъемность

По этому критерию все машины можно разделить на четыре группы:

  • малой грузоподъемности (до 2-х т) – грузовики с двумя осями, чаще используемые для внутригородских перевозок различного характера;

  • средней грузоподъемности (от двух до пяти тонн) – также подходят для междугородних доставок;

  • большой грузоподъемности (от 5 до 16 тонн) – предназначены для дальних перевозок. Обычно оснащаются спальными местами, чтобы водитель мог отдохнуть, если маршрут предполагает несколько дней в дороге;

  • особо большой грузоподъемности (свыше 16 т) – также оснащаются спальными местами и применяются при дальних перевозках.

Полная масса

Полная масса – это не только масса машины, но также вес груза, водителя, дополнительного оборудования. Показатель рассчитывается с учетом допустимой нагрузки на отдельную автомобильную ось. По полной массе машины делят на семь категорий.

Тип двигателя

Двигатель у ТС для грузоперевозки может быть:

  • Газовым. Этот тип является более экономичным, но на российских дорогах такие агрегаты можно встретить редко – многие АЗС не заправляют грузовики газовым топливом.

  • Бензиновые. Легче запускаются, не нуждаются в долгом прогреве, что особенно важно зимой. Главный недостаток – ограниченность функциональности, поэтому бензиновыми силовыми агрегатами чаще оснащаются грузовики малой и средней грузоподъемности.

  • Дизельные. Самые востребованные варианты, т.к. они отличаются высокой производительностью и экономичностью. Обычно дизельными ДВС устанавливаются на автомобили большой грузоподъемности. Раньше такие двигатели подвергались серьезной критике из-за шумной работы и избытка выхлопных газов, однако у современных моделей таких недостатков нет.

Классификация грузов

При выборе ТС также важно учитывать такие характеристики грузов, как:

  • вес и коэффициент использования грузоподъемности,

  • способ погрузки-разгрузки,

  • условия транспортировки (хранения),

  • степень опасности,

  • отраслевые признаки.

Рассмотрим каждую характеристику подробнее.

Вес и КИГ

Для вычисления КИГ необходимо разделить массу объекта на его объем. В зависимости от значения все грузы делят на 4 класса: чем выше класс, тем тяжелее и объемнее груз. Соответственно, перевозка груза, к примеру, второго класса обойдется в разы дешевле доставки четвертого класса.

По весу можно разделить на подгруппы:

  • легковесные – массой до 80 кг,

  • обычные – штучная продукция до 250 кг, а также навалочные товары до полутонны,

  • тяжеловесные – массой свыше 500 кг.

Иногда бывает, что вес превышает допустимые значения или нагрузку на ось. В таком случае требуется специальное разрешение на передвижение по маршруту или же требуется разработка другого проекта доставки. Такое же требование предъявляется к негабаритным грузам, высота которого превышает 4 м, длина – 20 м, а ширина – 2,55 м.

Способ погрузки-разгрузки

Грузы могут быть: 

  • Штучные. У такой продукции можно точно определить параметры длины, ширины и высоты. Она может быть в упаковке или без нее. Для погрузочно-разгрузочных работ привлекают специально обученных людей (грузчиков) или спецтехнику (автокраны, тельферы, подъемные столы). Группа штучных обширна и включает более 12 тыс. наименований!

  • Наливные. Характеризуют жидкие, полужидкие, газообразные вещества и смеси – цемент, жидкий асфальт, бетон, масло, сжиженный газ, пр. Для их транспортировки необходимы особые грузовики – цистерны – или емкости, которые помещаются в “классические” грузоперевозочные ТС. Погрузка и разгрузка может выполняться разными способами: выдавливанием, самотеком, опрокидыванием, наклоном кузова. Для работ также используют насосное оборудование.

  • Насыпные (навалочные) – зерно, песок, щебень, мусор, асфальтобетон, уголь, металлолом и т.д. Для доставки необходимы самосвалы либо бортовые автомобили. Погрузочно-разгрузочные работы проводят экскаваторами, транспортерами, прочей спецтехникой. 

Условия транспортировки

Соблюдение особых условий доставки необходимо при перевозке скоропортящихся товаров и живых грузов. К первой категории, в первую очередь, относятся продукты питания: при их грузоперевозке важно соблюдать температурный режим, контролировать уровень влажности и т.д. Например, если перевозить муку в незащищенном кузове, то в намокшей продукции быстро образуется плесенью. Также большое значение имеет соблюдение сроков доставки, т.к. при нарушении продукты приходят в негодность.

Под “живыми грузами” подразумевается перевозка птиц, рыбы, пчел, скота, других животных. До и после их перевозки важно провести дезинфекцию кузова. Животных обязательно перевозят в клетках, специальных емкостях с водой или ульях.

Степень опасности 

Для ранжирования грузов по степени опасности используют общепринятый классификатор, включающий 13 групп (легковоспламеняющиеся вещества, едкие коррозионные составы, радиоактивные материалы, органические пероксиды и т. д.).

Для транспортировки опасных объектов необходимо использовать специально оборудованные транспортные средства. Погрузочно-разгрузочные работы проводятся в соответствии с общепринятыми правилами. В ряде случаев необходимо дополнительно получение специальных документов, разрешений, сертификатов, паспортов безопасности.

Отраслевые особенности

Различают:

  • коммунальные – бытовые/пищевые отходы, мусор, снег, вывозимые с территорий жилых домов, комплексов, заведений общепита и промышленных объектов;

  • торговые – товары, поступающие в торговые сети для последующей реализации;

  • строительные – материалы, используемые в строительстве (кирпич, щебень, железобетон и пр.);

  • сельскохозяйственные – продукция с сельскохозяйственных ферм и плантаций (овощи, фрукты, зерно, удобрения, хлопок, шерсть и пр.);

  • промышленные – включает ряд продукции, изготовленной на специализированных предприятиях (например, металл, нефтепродукты, руда).

Что еще учесть при выборе?

Кроме типа грузового автомобили и самого объекта перевозки, также необходимо учесть:

  • дальность перевозки,

  • погодные условия,

  • качество дорог,

  • бюджет.

Выбирать ТС с повышенными характеристиками не рекомендуем, т.к. это приведет к дополнительным расходам на топливо и обслуживание. Особое внимание стоит уделить грузоподъемности: автомобиль не должен работать “на износ”, иначе узлы могут выйти из строя во время пути.

В логистических компаниях учитывают все особенности транспортировки и подбирают оптимальный вид ТС. Главное – обращаться в добросовестные компании по доставке.

Назад
^ Наверх